Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
Икона дня

ГЛАВА 2. Время славных имён. Знатные владельцы.

   Когда по обрывочным записям летописей и актов приходится восстанавливать черты места, обычно основательно стёртые прошедшими столетиями, часто приходится опираться главным образом на более поздние свидетельства в тумане времени. Иногда — не более, чем скупая строка в рукописи, сельцо Таболово на речке Купелинке упоминается в далёком прошлом в связи с именами владельцев, людей славных, имеющих в русской истории место не последнее.
   Хотя первый владелец земли боярин Василий Петрович Морозов упомянут на таболовской земле с начала XVII столетия, попробуем коснуться тоненькой нити — звонкой, одной из самых знатных боярских фамилий и перенестись ещё на триста лет назад, в XIV век.
   …1301 год. Князь Московский, Даниил Александрович, вероломно захватывает Рязанского князя Константина, берёт его в плен, ослепляет и сажает в заключение, а к своим владениям присоединяет Коломну. Уже через год, в 1302 году, племянник Даниила, князь Иван Дмитриевич, внук Александра Невского, умирает бездетно, а свой удел — Переяславль-Залесский отказывает дяде. Сыновья Даниила – Юрий (Георгий) и Иван Калита идут по стопам отца: "князь Юрии Даниловичъ Московскый с братьею своею" продолжает собирать множество мелких и крупных владений растерянной, покорной Орде Руси в свои руки. Юрий, зять хана Узбека, казнив Рязанского князя Константина в темнице, окончательно присоединяет все его земли к Москве, завоёвывает Можайск и "выходит" себе в Орде великое княжение Владимирское. Иван Калита, действуя хитростью, погубил Александра Тверского, и, действуя на хана Узбека "лестию и богатыми дарами", скоро становится истинной главой всех иных князей.
   И вспомнилось пророчество, о котором пишет митрополит Киприан в житии св. Петра, где старец, полюбивший приветливого князя Ивана и его город, предрекает: "Если ты (Иоанн) успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, ты будешь славнее всех иных князей, а род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном и руки Его взыдут на плеща врагов наших".
   Иван Калита исполнил желания старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве, на площади, первую "церковь каменну в имя Успения Богоматери". Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в её стене, а затем преставился… "И в городке дотоле маловажном созрела мысль благодетельного Единодержавия…"
   Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов "из Орды", "из немецъ" и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род "из прус" и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, историка археолога, искусствоведа, академика Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.
   Первого Морозова звали Михаилом. В родословце сообщено, что он сражался в Невской битве, а "лежит в Новгороде у Михаила Святого на Прусской улице". В другом варианте, основатель фамилии Морозовых, некий Михаил, "прушанин", который якобы приехал "из немец", из "Прусские земли". Церковь Михаила на Прусской улице упоминается нередко в летописях; там мог находится камень с памятной надписью о боярине Михаиле. В XVI веке, когда и московские государи повели себя из "прус", Прусская улица превратилась в Прусскую землю, а "прушанин" — в "пруса". Мода  выводить русские дворянские фамилии обязательно из других стран сразу и бесповоротно отвечала на вопрос о начале боярского рода. Поэтому "муж честен" обычно и появлялся из чужой земли, и полагал начало знатной боярской фамилии, а тем самым устранялся всякий разговор о том, кем был этот "муж честен" за границей.
   Каким же образом родоначальник Морозовых оказался в Москве? Один из новгородских бояр с Прусской улицы, аристократического квартала в Новгороде, был боярином Александра Невского, вместе с которым позднее отъехал из Новгорода в Суздальскую землю, вероятнее всего, в Переяславль, оттуда он сам или его потомки перешли на службу к Московскому князю.
   Временем создания основного костяка московского боярства надо считать княжение Ивана Даниловича Калиты, с именем которого связано представление о начальной истории знатнейших боярских родов Московского княжества. Пусть показания родословцев иногда противоречивы, но их согласное указание на время Ивана Калиты как на эпоху оформления знатнейших фамилий московского боярства заслуживает всякого внимания.
   Два знатных владельца Таболова упомянуты в "Пехрянской десятине" В. и Г. Холмогоровых так: "Село Таболово на ръечкеъ Купельнъ, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уъезда, Ратуева стана — вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в съельцъ находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…"
   Какая она, картина боярского двора — неотъемлемой принадлежности боярского землевладения? Это крепкий замок, с обширными хоромами, огороженными прочным забором или частоколами. Бояре большую часть своей жизни проводили в Москве, но главное их богатство, основа их могущества — земельные владения — лежали вне Москвы. В усадьбе жили младшие родичи, многочисленная дворня; богатый "большой" боярин имел своих вооружённых холопов, стрелков. Псари, хлебопёки, бронники, повара, садовники, портные обслуживали господские нужды. В таком замке в надёжных темницах заключались опасные политические соперники. К крепкому замку лепились крестьянские постройки. Он часто укреплялся глубоким рвом, валом. Жизнь русского феодала в его замке проходила примерно так же, как и его собрата в западноевропейских странах: пиры, охоты, воинские походы, дерзкие разбои. Специально хранились съестные припасы и запасы оружия: в случае нападения врага боярская усадьба могла отражать атаки довольно долго.
   Бояре живут в одно время и владеют вотчиной один за другим. Ничего не известно об их жизни в Таболове. Не осталось их изображений: в то далёкое время на Руси не любили писать портреты, опасаясь колдовства. Даже цари, сватая своих дочерей за иноземных королей, наотрез отказывались сделать "парсуну" невесты зарубежному жениху. У истории есть ряд эпизодов из жизни бояр — владельцев Таболова.
   Василий Петрович Морозов — носитель одной из двадцати старейших боярских фамилий в истории России. О нём известно как о мужественном воеводе, упомянутом в знаменитой обороне Пскова в 1615 году. Известен как преданный соратник царя Бориса Годунова, не предавший его в 1604 году.
   Оканчивается XVI век. На царство венчается царь Борис Годунов. Избирательную грамоту 1 августа 1598 года среди знатных сановников двора, бояр и многочисленных духовных чинов подписал и стольник Иван Васильевич Черкасский. Борис Годунов осыпает двор и синклит милостями и наградами. Князья Черкасские пожалованы в бояре. Но уже через два года Иван Черкасский со всей своей семьёй будет заподозрен в заговоре. По доносу будут арестованы также все его близкие родственники по матери — Романовы. Князь Иван в 1601 году сослан в Маломыж в ссылку. Его двоюродный брат, будущий первый из Романовых царь Михаил отбывал ссылку в семье Черкасских на Белоозере, а потом воспитывался и рос в их семье. Иван Черкасский известен в истории не только как родственник царской семьи, но и как опытный политик, человек "ума государственного". Он — знаменитый полководец и дипломат. В политической и светской хрониках того времени очень часто упоминается имя И.Б. Черкасского, который  в числе первых лиц присутствует на трапезах у царя и Патриарха. Но всем своим богатством и почестями он обязан не родству с царской семьёй, а исключительно своими добродетелями.
   В 1646 году сельцо Таболово находилось в вотчине Ивана Васильевича Морозова. По сведениям "Пехрянской десятины", в сельце — двор вотчинников и семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало пятьдесят человек.
   В 1678 году оно принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми.
   Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.
    По смерти М.И. Морозова село Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году.
   В выписных книгах Сытного двора стряпчим Никитой Шевелёвым записано: "В сельце Таболово двор вотчинников со всякими дворовыми строениями; двадцать дворов крестьянских, три двора пустых, пашни пахано на вотчинника по 4 десятыни да крестьянской по 25 десятынь в поле, а в дву потомуж, сена по 60 копен волоновых, перелогом и лесом поросло 20 десятынь". В таком виде, по Указу государя, в 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича. "Хитрая", как её называют современники, "пустой лицемерной бабьей святыней полная устами, а не делом", она много лет занимает очень почётные должности при дворе.  А здесь наступает время "выскочек", когда родовитое боярство в гордыне местничества, ослабленное смутным временем, отходит на второй план и историю творят люди иногда очень скромного происхождения.
   В 1696 году "уступила сельцо Таболово за деньги стольникам Фёдору и Андрею Апраксину за 5000 рублей. Землю поделили: Фёдору — 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею — 35 четвертей за 1000 рублей".


Спрашивайте альманах "Письмо к твоей душе" в храмах, киосках "Союзпечать" и книжных магазинах г. Видное.
Пресвятая Богородице, спаси нас!

Вы можете оказать помощь в реставрации
и жизни прихода
Успенского храма г. Видное

Поделиться в: