Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

Настоятели о храме

Первая служба в возвращённом верующим храме состоялась в праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 1990 г. Новоназначенный настоятель храма иеромонах Тихон (Недосекин),  ныне епископ Видновский, молился тогда на ступенях церковного крыльца. Владыка Тихон вспоминает былое время:

 «Четвертого ноября 1990 года Владыка Ювеналий после Божественной литургии участвовал на закладке камня Казанского собора на Красной площади, который был в известное время полностью разрушен. Мне же было дано благословение в городе Видное отслужить молебен и пообщаться с людьми, так как группа верующих стала просить у Владыки и у гражданских властей передать Успенский храм Русской Православной Церкви. Взяв с собой нескольких священников, а также левый хор Новодевичьего монастыря (я тогда был экономом Московского епархиального управления), прибыл к месту назначения.

Но храм был закрыт, он использовался как хранилище документальных фильмов Мосфильмофонда, внутренний интерьер был изуродован, разрешения на вход у нас ещё не было. Поэтому молебен служили под открытым небом, расположившись на ступеньках храма. Собрались несколько сот человек, так как активные горожане расклеили по всему городу объявления с приглашением на первое богослужение. После долгого периода безбожия это было удивительно памятное событие. Прежде всего, потому, что Успенский храм — первый на Видновской земле возвращённый храм и один из первых по всей епархии. Тогда в нашем районе действующих храмов было только два: Никольский в селе Ермолино и Христорождественский в селе Беседы.

Буквально через неделю нам разрешили расположиться в коридоре. Под коридором подразумевался проход от входа до алтарной части (алтаря не было) шириной два метра. Всё остальное пространство было разделено на много запертых комнат-кладовых. Плёнки на новый склад вывозили постепенно в течение полугода, поэтому службы совершать разрешили в этом проходе, больше просто негде было. Соорудив временный престол, и отгородив место для алтаря подручными материалами, через несколько дней мы получили у Владыки антиминс и благословение начать служить Литургию каждые субботу и воскресенье. К этому времени я был уже назначен настоятелем храма.

Дальше, по мере освобождения, занимали пустые комнаты, постепенно  располагались в освободившихся помещениях. Сначала в них после службы во время небольшого отдыха пили чай. Затем постепенно начали покупать строительные материалы, церковную утварь. С утварью тогда было очень плохо! Каждому храму выделялось самое минимальное, да и то по заявке. Несколько месяцев ждали один только семисвечник, а лампады просто стояли в ряд на престоле.

После организации регулярных богослужений предстояло приводить храм в надлежащий вид. Это был период начала восстановления. Самая большая трудность состояла в нехватке денежных средств, настороженности властей и в общем тогда положении вещей. Но каждую субботу и воскресенье устраивали добровольные «субботники», на которых после Божественной литургии священники вместе с прихожанами приступали к уборке, разбору стен, перегородок. Видя всё это, в дальнейшем некоторые руководители также стали принимать личное участие в восстановлении храма и оказывать помощь кто как и чем мог.
Пришлось ломать бетонный потолок, вместо пола был насыпан обычный песок. Прихожане клали плитку, штукатурили и белили стены, прокладывали электрическую проводку, делали  многое другое, что сейчас и не вспомнишь. Появились первые иконы.

Когда я был назначен настоятелем, то в помощь мне назначили протоиерея Анатолия Гуданова и отца Владимира Симанова. Поэтому совсем скоро после передачи храма, богослужения стали совершаться ежедневно.  
После оформления многих документов началась реставрация храмовой ограды. На площади располагалось много торговых палаток, автобусная остановка, ходили агрессивные нетрезвые люди. Кроме того, в колокольне тогда ещё располагалась билетная касса. Затем в течение примерно двух лет ограда была построена, и колокольню отдали храму.
Одновременно велось строительство приходского дома, потому что не было никаких хозяйственных помещений. Дом строили на месте маленькой угольной котельной, использовавшейся для отопления храма. Позднее подвели газ, а в дальнейшем подключили и паровое отопление с коксогазового завода. Воды и канализации тоже не было. Всё пришлось делать, можно сказать, практически с нуля в течение 7-8 лет.
В построенном приходском доме стала набирать первый опыт работы детская воскресная школа, а мой папа — отец Владимир — работал со взрослыми. Появилась так необходимая для прихода библиотека. Постепенно удалось найти взаимопонимание и с властями. 

В 1992-м году открылся Екатерининский монастырь, в котором тоже всё было разрушено, и Успенский храм стал подворьем монастыря, где десять лет проходили подготовку ставленники перед рукоположением в священный сан, а также пастырско-богословскую практику новопоставленные священнослужители.

Этот приход всегда был дружным. Здесь всегда было мирно и спокойно. И я хочу пожелать, чтобы всегда в мире и любви проходило служение священнослужителей и прихожан этого храма…
Оглядываюсь назад и вспоминаю тогда ещё небольшой город Видное. Не было рынка. В основном малоэтажные здания, и только небольшая часть панельных домов, среди которых идущий в рясе священник вызывал неподдельное удивление у встречающихся с ним "советских» людей"...

  

29 мая 2003 года вышел Указ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о преобразовании церкви Успения Пресвятой Богородицы в отдельный приход. С 2003 по 2007 год настоятелем храма являлся благочинный церквей Видновского округа священник (ныне — протоиерей) Михаил Егоров. Отец Михаил вспоминает о служении в Успенской церкви:

«Первое богослужение Господь сподобил мне совершать в Успенском храме на праздник Вознесения Господня. В то время храм переживал переходный этап, так как до весны 2003 года он был монастырским подворьем, а затем стал самостоятельным приходским храмом и центральным храмом Видновского благочиния.

В связи с новым статусом мне предстояло решить две основные задачи — активизировать приходскую деятельность и продолжить реставрационные работы. В самом начале моим самым хорошим помощником стал священник Сергий Ефимов, который со всей ответственностью помогал осуществлять намеченные планы. Затем он получил новое ответственное послушание от владыки Митрополита, став настоятелем Георгиевского храма села Мамоново. А в начале июля 2003 года помощником благочинного церквей Видновского округа и клириком Успенской церкви был назначен иеромонах Софроний (Горохольский).
Помимо долгой и дорогостоящей реставрации здания храма у нас была главная цель — сделать так, чтобы этот храм стал не только настоящим духовным центром нашего города, чтобы здесь совершалось правильное, хорошее богослужение, но и социально-благотворительным центром, которым храм  является и  по сей день.

В 2005 году должно было исполниться 300 лет со дня основания Успенской церкви. К большому юбилею мы считали себя просто обязанными привести храм и прилегающую к нему территорию в надлежащий вид.
Естественно, не обошлось без трудностей  материальных и кадровых. Присутствовал некий человеческий фактор, потому что мы были новые люди в этом городе, никому не знакомые и  ничего здесь не знающие. Желаний было много, но при этом рук, людских сердец и единомышленников не хватало.

Потом Промыслом Своим Господь послал храму жертвователя в лице благотворительного фонда «Вольное дело». И я хорошо помню, как на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на прошение об оказании помощи в подготовке к юбилею храма была подписана положительная резолюция. А средств, которые выделили, как раз хватило на то, чтобы обновить начатые ещё владыкой Тихоном косметический внутренний ремонт храма и провести целый ряд новых работ — замену куполов и крестов, очистку внешних стен, облагораживание прихрамовой территории: укладка тротуарной плитки, устройство клумб и уличного освещения, ремонт колокольни и докомплектация набора колоколов.

Все наши заботы не получили бы доброго плода, если бы не участие и благословение Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, которое давало и даёт нам силы.
7 декабря 2004 года в день памяти великомученицы Екатерины Успенский храм впервые посетил митрополит Ювеналий. Владыка совершил чин освящения крестов на купола Успенского храма, которые при нём же были воздвигнуты. В этот же день Владыка совершил чин закладки нового городского центрального Георгиевского храма.

Так же с теплотой вспоминаются торжественные служения чина Пассии (акафиста Страстям Христовым) Великими постами 2004, 2005 годов викарием Московской епархии Архиепископом Можайским Григорием.  
На 40-летний юбилей города Видное, 10 сентября 2005 года, митрополит Ювеналий совершил чин Великого освящения храма и двух приделов. Этот памятный день с горожанами разделил  губернатор Московской области Б.В. Громов, который также  посетил и Успенский храм.

Одновременно со всем этим развивалась приходская благотворительность. Во все времена и во все века Церковь осуществляла дела милосердия. Мы ещё это знаем со времён апостольских, когда для сирот, вдовиц устраивались столы. Церковь несла миссию и просвещение с одной стороны, а с другой исполняла заповедь Божью о том, что надо нагого одеть, а алчущего накормить. Она сама показывала и показывает  своим примером осуществление любви к ближнему, тот путь, который учит христианской любви. Дела милосердия свойственны самой природе Церкви, поэтому любой священник старается по возможности организовывать благотворительную деятельность, касающуюся именно материальной составляющей.

Так вот. В первую очередь в подвальном помещении приходского дома был сделан ремонт и организована работа благотворительной столовой. Продолжалось развитие воскресной школы, которая превратилась в клуб детского творчества, затем при храме стал действовать клуб детей-инвалидов. Появился официальный печатный орган Видновского благочиния — альманах "Письмо к твоей душе". Была организована работа медицинского и юридического кабинета.

Успенский храм продолжает являться одним из крупных храмов, центров благочиния. Невзирая на то, что в центре города существует Георгиевский храм, Успенская церковь полна прихожан. У него хорошие, дружные детские клубы, он продолжает благоукрашаться. Раз туда идут люди, значит, храм продолжает выполнять ту миссию, которую на него возложил Господь.
Тем, кто составляет эту общину, и всем прихожанам хочу пожелать, чтобы радость и благодать Божия наполняла их сердца за их жертвенное служение, чтобы они стремились поделиться этой радостью и благодатью со всеми теми людьми, кто приходит в этот храм. Пусть эта радость и благодать оседает не только в их сердцах, но и во всём том, к чему они будут прикасаться в этом храме. Пусть Господь хранит эту свою святыню, Успенский храм, ещё многие-многие годы».

         

 
Теперь благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров является настоятелем Георгиевского храма, а с 2007 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма назначен помощник благочинного церквей Видновского округа иеромонах Софроний (Горохольский).

«Имея послушание настоятеля этого храма, могу сказать следующее. Во-первых, главная заслуга со времени открытия храма до сегодняшнего дня принадлежит Управляющему Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Только благодаря благословениям Владыки, его духовному лидерству и примеру мы все имеем возможность так дерзновенно и многообразно трудиться во славу Божию, всегда чувствуя от него поддержку и понимание во всех благих делах.
Во-вторых, вся существующая приходская жизнь появилась при прежнем настоятеле — благочинном церквей Видновского округа протоиерее Михаиле Егорове. Именно из-за его неустанных трудов, отданных этому древнему храму, мы сейчас можем продолжать реставрацию, развивать существующие формы образовательной и социально-благотворительной деятельности. Приход постоянно ощущает заботу и любовь отца Михаила к этому храму.
Но, самое главное для меня — это ощущение счастья от того, что являюсь радостным свидетелем возрождения храма и его приходской жизни. Хочу сказать большое спасибо тем неравнодушным людям, которые своим попечением о храме делают что-то стоящее не только для себя или ближних, а для вечности! Безмерно благодарю Господа! Теперь храм имеет красивую роспись и много святынь и никакая бывшая внешняя неустроенность не является огорчением ни для духовенства, ни для прихожан.  
Конечно, материальные заботы остаются, но перед христианами всегда стоит великий путь следования за Богом. Да не посрамит нас всех Господь и не оставит нас! Для рождения и жизни здоровой, крепкой дружной православной общины требуется много времени, совместных забот, трудов, молитв, радостей, скорбей, смирения, покаяния, любви и искания воли Божией. Стремление к этому и есть первая и последняя цель существования любого православного прихода.»   

 

     

Огласительные беседы

Таинство крещения