Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

ГЛАВА 3. Быт и нравы старой церкви

  На рисованной карте под названием"Чертёж земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы" 1669 года, никогда ранее не публиковавшейся, Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома — Покровская церковь, деревянная маленькая.
"Пехрянская десятина" упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 годов значится: "В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж". О жизни и нраве прихода сохранились сведения из переписи приказчика и вотчинника. Сельский священник во многих действиях вотчинного управления являлся свидетелем и закрепителем правды или правильности в деятельности приказчика. В сущности, он был только звеном той цепи вотчинных и вообще земских отношений, которые известны под именем круговой поруки. Круговое ручательство подвластной среды было в то время единственною основою надёжных к ней отношений со стороны всякой власти — и помещичьей, и государственной. Так, ревизия (досмотр) вотчинных земель, вновь назначенных приказчиком, записанных в книги ("переписные"), перепись крестьянских дворов со всеми жителями, земли и угодья должны были закреплены быть "поповою рукой", за которой следовали "рука приказчика" и указание прислать помещику в Москву, или передать лично в руки.
   "Выборные" — "добрые" крестьяне, угодные миру, представляющие местные вотчинное сельское управление, также проходили "конкурс" под "поповой рукой", т.е. слово священника о кандидате было решающим.
   "Купчая" на лошадь при посещении торжищ и ярмарок, чтобы не попасть на мошенников,  должна была быть также подписана "поповой рукой", или если это был крупный табун,  — помещика или вотчинника.
   Когда наступала засуха, то в деревнях, по наказу боярина, принимались обычные в то время меры: молились всем миром о дожде и береглись от пожара, для чего воспрещалось топить печи. Из письма Морозова приказчику: "Тебе бы в нынешнее воскресенье велеть священникам праздновать пророку Илье вечерню и заутреню и обедню петь и ходя со кресты кругом села и по полям молебствовать, чтоб Господь Бог дал дождя на землю; а крестьянам и дворовым людям всем велеть у церкви быть и за кресты ходить; и как отпразднуют и молебны: ходя со кресты отпоют и тебе бы дать священникам, дворовым людям и деловым (вольнонаёмным) 30 вёдер пива и велеть им пить со смирением, чтобы у них драки и брани и никакого шуму не было…" Впрочем, боярские указы о мирской молитве по случаю бездождия, равно как и о том, чтобы по праздникам крестьяне ходили в церковь и не работали, не везде и не всегда исполнялись. Приказчик жалуется на крестьян боярину, что "работают по воскресениям на себя в-тай", говоря, что у соседа-вотчинника крестьяне работают по воскресеньям: "вот на той стороне делают, нам для чего не делать?" Да на Петрово заговенье к церкви ни к вечерне, ни к заутрене крестьяне не пришли.
   Вотчинник налагает штраф: "и на тех имать, который впервые не придёт по две деньги, а который в двую рядь не придёт и на нём взять грош; а в третьих, который не придёт и его бить батоги и взять на нём пени алтын, и те пенные деньги класть в ящик ".
   Сельский поп Василий прочёл на сходе боярский указ. "Ты де прикащик на нас пишешь, заставливаешь сильно молиться…", — закричали четыре бунтаря. Игнашка, "выборный к грамоте", выпив на свадьбе, "зашиб" попа Ивана, лупил его плетьми, "и мы попа у него отняли, а Игнашку посадили в Колоду". Приказчик — большой ябедник, ему тоже потом "перепадёт". Но народ "походил толпами" и успокоился…
   Под защиту Морозова часто прибегали люди и из церковников: "Бил мне челом погоста Работки Дмитровской поп Лин — велети бы его… от сторон поберечь и вы обиду никому не давать.… И ты Поздей (приказчик) его попа, где доведётся, в правде побереги и в обиду никому не дал, а ему сказать, чтобы он надеялся на моё имя…"
   В отношении церковного причта: крестьянские общины, даже и крепостные, в своих приходах были вольны избрать в своей церкви кого пожелают. Необходимо было только, чтобы помещик утверждал такой выбор, для чего прихожане обыкновенно подавали заручную челобитную. Иногда такой выбор утверждал и приказчик, донося только о своём решении помещику. Боярин отвечал обыкновенно разрешением: "Коли крестьянам другой поп надобен, и то добро". Тем же путём происходила отмена священников, если поп "был горд, спесив, неподатлив, к ним крестьянам со всякою церковною потребой ходить ленив…"
   Сельский приходской поп в крестьянской общине пользовался по тому времени немалым влиянием. Что бы крестьяне не предпринимали более или менее важного в своих бытовых делах, в отношениях к помещику, "попова рука" являлась крепким доказательством их правды или правды того дела, за какое они брались. Попова рука утверждала правду выборов всяких, крестьянских решений поступать так или иначе, утверждала правду розысков и следственных дел. "Опытные", "ужинные" и "умолотные" книги без "поповой руки" приказчик боярину предоставлять не мог.
   "Деньги собирали по твоему указу в ящик, а деньги сбираны поповской доход и дьяконовской и дьячков и пономарёв", — пишет приказчик боярину и просит совета, как поделить деньги между притчем. Боярин велел разделить "из рубля двум попам по 10 алтын по 4 деньги; дьякону 5 алтын 2 деньги; дьячку 2 алтына 4 деньги; просвирнице тоже 2 алтына 4 деньги, пономарю 8 денег…"
   "Дралися, государь, в церкви дралися…" Поп Иван ударил попа Романа книгою так, что "в церкви и повалился". "А, отдохнув, поп Роман кинул книгою в попа Ивана". Так и швыряли батюшки друг в друга книгами. Потом драли друг друга за волосы и за бороды…Что приказал боярин сделать с поссорившимися батюшками, неизвестно. Но скоро в письме приказчик пишет уже о новом священнике, которого испытывал в службе: "Служба его добра гораздо. А детей у него 5 сыновей. Один сын поёт обиход весь и двунадесять праздники, и ирмосы..."
   Впрочем, отношение вотчинника Морозова к духовенству, вотчинному и соседнему, было всегда благоволительно и сопровождалось разными приношениями на церковное строение, милостью для церковного или монастырского чина.
   "Говеть и причащаться всем каждый год без пропуску. А ежели кто, который год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся — тех сечь розгами, нещадно" – это подлинная выписка из "журнала" боярина Ивана Васильевича Морозова, в который заносились все провинности холопов. Кстати, жили дворовые у него привольно. "Лучшим" людям", а первым в списке значатся "батька церковный", "двое нищих лежанок и дьячок", выдавалось, кроме хлеба, "на месяц вологи и свиных мяс по пол пуду, кур мёрзлых по пол пуду; или по 5 куриц на неделю; на масленицу, кроме рыбы по 5 фунтов масла коровьего, по 5 яиц; в осенние времена по три гряды капусты и на две недели по барану, по 6 фунтов ветчины. Затем, выдавалось на месяц по четверику круп, толокна, солоду, по полу четверику гороху и семени конопляного…"

 

Огласительные беседы

Таинство крещения