Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

ГЛАВА 4. Братья Апраксины

   Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. И поскольку один из них, Пётр Матвеевич Апраксин, построил Успенскую церковь в селе Таболово,  эти владельцы земли заслуживают особого внимания. К нему, Петру Матвеевичу, земля, судя по свидетельству "Пехрянской десятины", перешла в 1700 году.
   "Лета 7190 февраля в 12 день изволил великий государь выбрать себе в супруги девицу Марфу Матвеевну Апраксину, дочь Матвея Васильевича Апраксина.… Того же числа нарекли девицу Марфу Матвеевну царевной и великия княжны и того же году февраля в 15 день была радость: изволил государь сочетаца вторым законным браком… А венчатца изволил государь в соборе у Живоносного Воскресения Господни… Того же числа пожаловал государь спальников в стольники: Петра да Фёдора, да Андрея Матвеевых детей Опраксиных… Того же году апреля в 27 день преставился великий государь… и от рождения бысть ему 22 году… Остася супруга его 15 лет…"
   Так род Апраксиных породнился с царским родом "по кике", т.е. выдав замуж свою представительницу; хотя и пробыла Марфа Матвеевна царицей лишь два месяца, но привилегии и почёт сохранила до конца жизни.
   Справки из Разрядного архива, Родословной и Гербовника подтверждают знатность и чистоту фамилии. "Муж честен именем Солохмир Мирославович выехал к великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому. В крещении назван Иоанном; великий князь отдал за него в супружество родную сестру Анастасию Ивановну, великую княжну, и пожаловал вотчины: Правнук Солохмира был Андрей Иванович Апракса, коего потомки, Апраксины, служили Российскому престолу в боярах, стольниках, воеводах и в иных знатных чинах, оказали многие и знатные опыты своего усердия и верности к государству и жалованы были от Государей поместьями и другими почестями и знаками монарших милостей…" Фамилия Апраксины происходит от названия священных нравоучительных текстов, которые обычно глава дома или грамотный домочадец обязательно читал всей семье. Значит, в то далёкое время Апраксины были людьми грамотными.
   Младший, Андрей Матвеевич, служил комнатным стольником у царя Фёдора, брата Петра I. Но прославился он, не будучи государственным деятелем, как его братья, а как путешественник и писатель. Был в составе Великого Посольства в 1697-1698 годах. Участвовал в переговорах в Гааге и Амстердаме, был лично знаком с семьёй курфюрста Бранденбургского-Прусского Фридриха III и оставил весьма любопытные записи, очень ценные. Знал множество языков, путешествовал по Европе, в частности, по Италии. Служил в канцелярии своего брата Фёдора Апраксина, но в 1722 году, получив титул графа, был назначен на должность обершенкера, "виночерпия", должность весьма почётную, т.к. в те времена правители могли принять чашу с вином только из доверенных рук. С 1728 — генерал-маршал. Его путевые "Записки" — это культура и быт городов мира и России, где он побывал, ряд предложенных им программ по обучению, науке, архитектуре, некоторые из которых Пётр I осуществил с его помощью. Андрей Апраксин был человеком универсально образованным для своего времени. В его "Записках" можно найти сочинения по морскому делу, математике, истории. Кое-какие списки его сочинений позднее ошибочно приписывались Шереметьеву, Головину и даже самому Петру I. А назывались они "Записные книжки любопытных замечаний некоей особы, странствующей под именем Дворянина". А вообще-то, по свидетельству неких малоизвестных документов, Андрей Апраксин был человеком нрава горячего. Так, как сам он каялся, "не помня, пьяным делом", отдубасил он некоего стольника Желябужинского с сыном Семёном "до увечий". Пётр I приказал отплатить "обиженны деньгами" и "за лживую сказку и озорничество бить кнутом нещадно" высокородного хулигана. Вступились вдовая царица, сестра Марфа, да Лефорт, вовремя получивший от Андрея три тысячи рублей золотом, — спасли Андрея от кнута. Но верные холопы Андреевы кнута отведали.
   В истории России Апраксины оставили немалый след. Современники описывают их людьми дородными, весёлыми, отважными. Даже завистники отмечают их гостеприимство. Такие разные братья, жившие на преломлении эпохи в России, сменившие прадедовские шубы на тесное немецкое платье и пышные парики, так органично вписавшиеся в строй единомышленников неповторимого Петра I.
   О Фёдоре Апраксине, адмирале, герое, любимце Петра I, написано много. Сохранилась его личная переписка с Петром I, множество сообщений современников. Человек добросердечный, он сумел всю жизнь поддерживать хорошие отношения с Петром I и с теми, кто его окружал. Даже привлечения его к следствию по морскому ведомству, когда рядом просто "пол-России" уже украл Меньшиков, всегда оканчивались благополучно. Даже некий штраф, к которому он был однажды приговорён и который заплатил, был щедро компенсирован царём, поскольку современники считали Фёдора Матвеевича порядочным человеком.
   Мы не пишем о его военных подвигах — отсылаем вас к истории. Он всю жизнь воевал на суше и на море во славу России. Потомков он не оставил.  После своей смерти стал прибрежным броненосцем: "Граф Фёдор Апраксин" участвовал в русско-японской войне.
   …А всё начиналось в палате Преображенского дворца, куда приносили огромную лохань с водой, по которой юный Пётр пускал со своим будущим адмиралом Феденькой Апраксиным бумажные кораблики.
   История — сложная наука. Иногда в архивных строчках промелькнёт что-то… Пётр Матвеевич Апраксин. Храмоиздатель. Графский титул получил 23.02.1710 г. Его карьеру можно считать блестящей. Ближний окольничий. Боярин, воевода в Пскове в 1692-1694 годах, губернатор Астрахани в 1705 году, первый губернатор Казани в 1708 и 1711 годах. В 1714 году упомянут как владелец 484 семей крепостных. С 1681 года владел землями в Ряжске, в 1691 году – окольничий земель в Окологороднем стане г. Рязани. Командовал в 1713 году армией на Украине и был сенатором с 1715 года. С 1725 года — действительный статский советник. "С 1700 г. у Петра Матвеева, сына Апраксина, окольничего, в Московском уезде в с.Успенском сельцо Таболово, да в двух днях, которые выселены из села Изеславского 47 дворов, Тверского уезда, в село Никольское с детьми 126 дворов Юрьево-Порльского уезда; в село Покровское Коростово тож, в село Лыковой слободы 75 дворов, Тульского уезда; в село Труфановой с детьми 25 дворов, Новгородского уезда; в село Самокраже с детьми 100 дворов, Курымского уезда, в село Синцово 51 двор, всего 484 двора".
   Первая супруга Анисья Тимофеевна родилась 28.12.1682 (так в источнике), скончалась в возрасте 25 лет, похоронена в Златоустовском монастыре, в Москве. Предположительно, постриглась в монастырь. Вторая супруга, княжна Степанида Матвеевна, дочь Матвея Венедиктовича Оболенского. По материалам для составления родословий известно, что  "вышла за муж за Петра Апраксина в 1688 году 11.11. и ея жениху дали братья, князья Михаил и Василий, в рязанском уезде с. Коростово, половину с Юнаты, с. Синцово, д. Муромки, Курымского уезда и с. Сидово".
   Сохранились межевальные грамоты владений Петра Апраксина, за подписью Гаврила Данилова, подьячего Рязанского стана (межевал также в Засоловском стане с Григорием Леонтьевым, Кобяковым помещиком и вотчинным стольником Петром Матвеевичем Апраксиным).
   Третья супруга, княжна Наталья, дочь князя Алексея Ивановича Львова (1693-1711гг.), умерла в возрасте 18 лет.
   Обратимся опять к "Пехрянской десятине". "Владелец сельца Таболово Пётр Матвеевич Апраксин вследствие обещания своего построить в этом сельцъ новую каменную церковь во имя Успенiя Пресвятой Богородицы съ двумя приделами, в 1705 году входилъ с прошенiем въ Помъстный приказъ объ уступкъ земли изъ своей вотчины, въ сельцъ таболовъ, 10 четвертей въ полъ, а въ дву потомужъ, съна 10 копенъ священнику съ причетниками новопостроенной церкви. Тогоже года помъстным приказомъ означенная земля была утверждена къ новопостроенной церкви и объ этомъ дано знать Патрiаршему каз. Приказ. (Вотч. колл., дъела стлар.л. по гор. Москвъ, кн7, №д.49)".
   "Державнейший царь, государь милостивейший!" — так начинается челобитная П.А. Апраксина царю Петру Алексеевичу с просьбой "справить за будущей церковью в сц. Таболове отведённую её служителям землю". "По намерению своему обещался я в подмосковной своей вотчине в сельце Таболове построить вновь церковь во имя Успения Богородицы з двемя пределы, а земля к той церкви священнику с причетники из моей дачи по указу готова".
   Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе — Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы. Корпус Петра Апраксина блокировал устье реки Нарвы, один из отрядов вёл разведку. Драгуны Апраксина не дали шведской флотилии доставить провиант и солдат осаждённым. Позднее, передвинув свой корпус к Иван-городу, блокировал Апраксин и его. Таким образом, войска под его командованием сыграли решительную роль в осаде и взятии этих городов - крепостей. "Итак, при помощи Божией, — писал Пётр Фёдору Апраксину, — Ингрия в руках".
   Но решение Апраксина строить церковь в сельце Таболово совпало с непростым для храмоздательства временем в России. Не случайно по времени храм строился почти одиннадцать лет, лишь окончательно "1734 г., сентября въ 23 день, по указу Его императорского величества и по опредълению Синодального каз. Приказа, по указу в 1705 г., по прошению графа Петра Матвеевича Апраксина, въ Московскомъ уъезде, въ Пехрянской десятинъ, в селъ Таболовъ, вновь церкви Успения Пресвятой Богородицы с придълами Архангела Михаила да св. Апостолъ Петра и Павла, которымъ учиненное освящение значится: предъльной Архангельской в 716 году, настоящей Успенской въ 721г., а Петро-Павловский по тому же дълу не значится, положенное деньги имать, а именно съ дворов: попова, дьяконова, дьячкова, пономарёва, просвирницына, с приходских — с одного вотчинникова, с 17 крестьянских, с пашенной земли, по памяти изъ Помъстного приказу 7005 г. iюля 2 дня, съ 10 четвертей да съена съ 10 копенъ, дани заъезда и десятильнича доходу 98 коп., пошлинъ 17 коп., на подмогу полковымъ попамъ во кон всего по рублю 25 коп, на годъ взыскать съ священiя оной предъльной церкви, а именно съ 1716г., взыскать, записать въ приходъ плательщикамъ дать квитанцию и для повсягодного впредъ оныхъ денегъ взятья внесть тое церковь въ окладныя книги. 1735 г. генваря 13 дня, показанные по опредъленiю положенные деньги съ 1716 по сей 1735г., взысканы и въ приходъ записаны" (Патр. Прик. Кн. 368.,л 37, кн. 379, л.об.2) "При церкви были въ 1722 г. священникъ Александръ Михайловъ, его дъети: дьяконъ Пётръ, дьячёкъ Иванъ и пономарь Дмитрiй (Переп.1, ревиз 1722г., л 556)".
Священник Александр Михайлов, 65 лет, его дети: дьякон Пётр, 25 лет, дьячок Иван, 20 лет, и пономарь Дмитрий, 13 лет.
   Дело о строительстве по обету церкви подавалось Петром Апраксиным в Патриарший казённый приказ, а официальная грамота о полной уплате всех пошлин выдаётся "по указу Его императорского величества и по определению Синодального казённого приказа". Пётр  Апраксин, один из самых богатых людей своего времени, облачённый многими званиями и наградами, мог бы построить и освятить храм за пару лет. Версия о том, что белый камень, из которого построена церковь, весь отправлялся на строительство Санкт-Петербурга, а на другие цели употребляться не разрешался, спорна и подтверждена историками.
   "Внесть тое церковь въ окладные книги 1735 г. генваря 13 дня…" Полностью церковь построена 23 сентября 1734 года.
   Вернёмся к 1705 году. Церковь существует пока лишь в прошении Апраксина.
   Идёт шведская война. Воинской повинности подвергаются священнослужители, причём наборы повторяются каждый год. Особое внимание обращено правительством на многочисленный класс архиерейских и монастырских слуг, детей священнослужителей и трудников, живших при церковных слободах. 1708 — указ о призыве духовенства, и напуганные военным набором "лишние" церковники, дети духовенства стремятся наперебой занять свободные места церковного причта.  Одновременно с этим идёт резкое сокращение количества мест в церковных причтах, ожесточаются экзамены ставленникам… "Не велено также посвящать новых священнослужителей без соображения с материальными средствами приходов… За неисполнение правил епископу угрожалось гневом государя и лишением кафедры". (ПСЗ, т. IV, №2352). Проще говоря, духовенство могло быть приравнено к дезертирам. И, наконец, новая архиерейская присяга гласит, что архиереи, между прочим обещались "церквей, свыше потребы, для прихотей, вновь самому не строить и другим не допускать, дабы не пустели лишения ради подобающих", а также не ставить "священников, дьяконов и прочих церковных причетников свыше подобающей потребы, скверного ради прибытка..." (ПСЗ, т. V., № 2985). Позднее то же повторено в Регламенте о епископах, п. 8. Проект "чтобы быть церквам определённым у стольких дворов" остановился на этом распоряжении на много лет. Сокращения числа излишних церквей положено достигать только с помощью строгого наблюдения за строением новых церквей на будущее время. Даже утверждённые ранее челобитные, где со всей точностью нужно было обозначить, на каком месте и на чьей земле будет построена церковь, деревянная или каменная, какого наименования, для какой нужды, при скольких приходских дворах, чем будет обеспечено содержание её причта и в каком она расстоянии от других церквей, — все эти обстоятельства епархиальное начальство обязывалось подвергнуть точному исследованию. А уже потом, позднее, дело о постройке рассматривал Священный Синод. И уже в 1718 году особо строгие распоряжения выдавались касательно домовых церквей. И все эти церкви, за исключением церквей членов царской фамилии и знатных престарелых особ, повсюду велено было упразднять, отбирая их храмовую утварь в пользу бедных приходских и монастырских церквей.
   Законы о домовых церквях соблюдались так строго, что в 1721 году первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода Феофан Прокопович запретил иметь походную церковь в доме графу Петру Апраксину, несмотря на то, что после того, когда тот узнал в 1719 году о царской опале, в связи с его мнимым участием в заговоре о побеге в Вену царевича Алексея, был разбит параличом. Сенатор Апраксин не имел ни одной церкви возле своего дома в Петербурге ближе двух вёрст. Зато получил официальное разрешение, уже от Священного Синода, построить свою церковь, "но со строгим наказом иметь о её содержании всё усердное тщение и отвести для поселения её причта землю по 40 сажень во все стороны кругом церкви" (ОДДС. т. 1 с. 206).
   Разрешение от Священного Синода совпало с освящением Успенской церкви в Таболово в 1721 году.
   Пётр вернёт Петру Апраксину вотчины, состояния, убеждённый в его невиновности. Только до конца жизни Апраксин будет частично парализован, "зело плохо с правой рукой и рот кривит, говоря", по воспоминаниям Меньшикова. Он, Меньшиков, вместе с Фёдором Апраксиным приложит усилия, чтобы вызволить Петра из опалы. Уже в конце 1722 года Апраксин будет баллотироваться в президенты Юстиц-коллегии.
   А в Таболово его будут ждать "дворовые люди: приказчик, хлебник, повар и ещё 8 поваренных людей. В самом же селе имелось всего 6 крестьянских дворов, в которых жило 21 человек".
   О священнике Александре Михайлове нужно написать особо. Так мало сохранилось в истории эпизодов о пастырях! Михайлов упоминается в поездке с Апраксиным на богомолье в Нилову пустынь, в 1718 году.
   В казанское своё губернаторство предпринял Апраксин отважный поход на татар, две тысячи русских получили свободу. Много смеялись тогда при дворе, так как на время похода наместником Апраксин оставил малолетнего своего сына Алёшу Апраксина, "а по малолетству его определил к нему и нестарых, верных слуг своих". Среди них упоминается и Михайлов. Алексей Апраксин (1697-1743) принял католичество и "разделил безвинно печальную участь своего тестя, князя Голицына, был шутом при дворе императрицы Анны Иоанновны.". "Не спокойный был шут, граф Апраксин, обижал часто других и за это часто бывал бит…" Супруга его, Елена Михайловна, которую в "Пехрянской десятине" ошибочно называют вдовой Петра Апраксина  (на самом деле была она была вдовой Алексея Петровича), — женщина для своего времени "шумной судьбы". Она наследует Таболово. Анна Иоанновна, великая любительница сплетен, специально запрашивала в письмах московского генерала-губернатора Салтыкова: "А что, Елена Михайловна Апраксина всё ещё поёт?". Это середина 1730 г., с мужем графиня Апраксина не живёт и находится в Москве. Сын их, Пётр Алексеевич, последний Апраксин, владевший Таболово (21.11.1728 – 23.11.1757), — адъютант Семёновского полка. Граф Пётр Алексеевич продал земляной надел в 1757 году (Холмогоровские чтения 1892 года). Брат его, другой внук Петра Апраксина, известен как первый Владимирский губернский предводитель дворянства. Другие дети Петра Матвеевича Апраксина: Александр — флотский капитан, умерший в возрасте 25 лет; дочь Елена, замужем за шацким помещиком Я.А. Голицыным; дочь Екатерина, замужем за генерал-аншефом Петром Борисовичем Черкасским.

Огласительные беседы

Таинство крещения