Пятнадцатого июля 1921 года на заседании Сухановского волисполкома под вопросом номер три слушался донос товарища Комарова. Он довёл до сведения присутствующих, что священником Введенским, проживающим на территории совхоза "Гаврилово", в "трёхнедельник" не производится "возка дров". А также упомянутый священник вмешивается в дела граждан по земельному вопросу. Постановление протокола, составленное секретарём Антоновым, было следующим: "Дело передать начальнику милиции 2-го района для расследования и передачи по подсудности".
Последний священник Успенской церкви с. Таболово протоиерей Иосиф Введенский заслуживает отдельной главы. Его, заслуженного старого пастыря, уважаемого несколькими поколениями в округе, где он служил с 1882 года, будут унижать, притесняя.
Пятнадцатого июля 1921 года — первый донос какого-то доброхота и не последний протокол в той борьбе, которую этот старый человек поведёт с "новыми строителями социализма". Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, — храм будет жить.
Наступит год 1922, пятый год от пришествия в Россию победившего в революции рабочего класса. Можно было бы написать по-другому, —да пусть будет так... И, как в другие церкви России, в Успенскую церковь села Таболово приедут деловитые люди в модных кожаных куртках, а возможно в латаных-перелатанных пиджаках и принесут с собой весы. И будут взвешивать на них драгоценные металлы. Вы не подумайте, что это шайка воров церковной утвари — "клюквенников" — тайно ограбят ночью храм. Документы на изъятие церковной утвари у них —в полном порядке: постановление об этом разослано по всей стране и во всех церквях, от Москвы до Владивостока, деловито хлопочут люди с весами, срывая крышки с Евангелия, выискивая пробы на крестах и внимательно вглядываясь в лики икон. Впрочем, лики их пока не интересуют. Вернее, сейчас не интересуют. Определяют ценность риз и с вежливым вниманием элитных громил рассматривают в лупы драгоценные камни. Идёт сбор церковной утвари из драгметаллов в пользу голодающих. Страна, ставя свои подписи у станков, в школьных классах, прямо на полевых станах, требует: изъять, переплавить. Огромная страна в 5-м году от пришествия к власти победившего революционного класса (можно написать по-другому, но путь будет так, как это называлось тогда, в 22-м), подписывается в соучастии в официальном "клюквенничестве» — грабеже церковного имущества. Голод — это страшно, и в голодных ртах исчезают вековые ризы, намоленные оклады, которых касались в молитвах и покаяния, скорби и радости; в желудках перевариваются золотые кресты и венцы. Вся страна поднимает руку в едином порыве — "за» конфискацию церковной утвари. Кто-то очень-очень умный возложил эту вину на бедную, растрёпанную гражданской войной страну, — чтобы всем, поровну. Кто-то очень умный, подписавший первым это постановление, не захотел, чтобы у него одного рука отсохла. Статистика — наука точная, ведь почти все воры церковной утвари были сухоручки. На каторге они жили мало: их убивали. Сами каторжане. Как заразных или бешеных.
Описание имущества церквей Подольского уезда: "Успенская, село Таболово; от 4.04.1922 г. протокол: 2 большие крышки от Евангелья серебряные, кресты большой и малый серебряные, кадило серебряное, сосуд с прибором серебряный, риза большая от иконы Николая Угодника серебряная, венец иконы Божий Матери серебряный, маленькая риза серебряная, 8 угольников с Евангелья серебряные, 2 лампады серебряные. Общий вес: 16 фунтов 34 золотника".
В деле № 320 ЦГАМО имеется протокол общего собрания с церковным советом, священником Ярославом Савицким: "Слушали заявление комиссии об изъятии ценностей. Постановили: церковный совет против изъятия ценностей в пользу голодающих не протестует…". А как протестовать, если вся страна "за" и в руках у сопровождающих красноармейцев, угрюмо складывающих утварь в мешки, — настоящее оружие? Как протестовать? Посмотреть в глаза Николаю Угоднику, с которого сейчас сорвут ризу, или Божией Матери, уже без венца, сказать мысленно: "Прости, Господи!" и подписать: "но от снятия ценностей отказались, предложив самой комиссии, по мотивам религиозного характера".
Комиссия, нагружённая звякающими мешками, покидает церковь через двери. А не через окно. Днём. А не ночью. Простим их, простим и поймём. Божия Матерь, с которой сорвали венец, или Спаситель без оклада, как без одежды. Пятый год от пришествия к власти победного класса в рваных пиджачках. Звякающие серебром и золотом мешки с церковной утварью. Это только начало.
Но вернёмся к протоиерею Иосифу Введенскому. Безобидный, на первый взгляд, акт обследования Таболовской и Дыдылдинской школ от 11. 07. 1925 года. Здание Таболовской школы требует капитального ремонта и не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым для школ. "Рядом расположен дом, принадлежащий муниципализации, ныне занимаемый священником Введенским, вполне пригодный для занятия под школу…" Далее перечисляется ремонт, который нужно провести в доме. Вопрос уже решён: священник должен покинуть свой дом и переселиться в бывшее здание школы.
Дальнейшие архивные документы, написанные казённым языком, рассказывают о многолетней тяжбе 79-летнего старца с системой за свой дом и участок. Первую жалобу его удовлетворили, и, как выясняется из его письма в Московскую окружную земельную комиссию, согласно постановлению подольской Уземкомиссии, "спорный земельный участок получен мною в бессрочное трудовое пользование двора, согласно постановления от 1/12 1926 года. На что имеется соответствующая земельная запись, выданная мне 14/11 1928 года". Но уже в 1929 году районная земельная комиссия (РЗК) не выполнила указаний ОЗК, отменившей предыдущее решение, "чем нарушена статья 248 ГПК".
"Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики…" Так торжественно начинается решение районной земельной комиссии от 24 апреля 1930 года под председательством Вершинина и членов Дроздова и некоего (неразборчиво). Слушали: дело по отводу земли совхозу "Гаврилово". Очень неразборчивым подчерком написано это решение. Но можно понять, что хуторское хозяйство гражданина Введенского функционирует лишь при наёмном труде, т.к. он из-за своего преклонного возраста сам ничего делать не может, а вот из каких доходов он оплачивает этот труд, имея лишь 15 рублей в месяц, не ясно; и что земля, которой что-то многовато, ухудшается прямо на глазах, а совхоз "Гаврилово", окруживший подворье упрямого попа, немедленно должен эту землю заставить цвести и плодоносить. Много тут чего написано, в этом "решении". Подозрительно неразборчивым подчерком. Великая страна, вставшая лицом к лицу с упрямым попом. Ветхий старец из "батюшки" превратился в "ответчика" и "гражданина". Он пишет, жалуется. Его живой голос слышен со страниц его писем. Очень разборчивым и красивым почерком написанных. Но система наступает. "Хуторянин Введенский одинок и преклонен возрастом (79 лет), и как установлено обследованием, обрабатывать своим трудом землю не может…" — из проекта от 22 ноября 1929 года. Сколько их было, этих проектов, решений, обследований, бесед, увещеваний? Намного больше, чем осталось в архивах.
"Дом стоит 80 лет", — пишет он. Он описывает детально дом и постройки.
"1. дом 21х12 ар. деревянный, одноэтажный, крытый железом по каменному фундаменту, при нём 2 подвала.
а) выложенный кирпичом (для зимовки пчёл).
б) другой для хранения, обложен внутри до спален.
2. мшаник деревянный рубленный 6х6 ар., крытый тёсом.
3. флигель деревянный 6х7, крытый тёсом.
4. житница – амбар 5х6 ар., крытая железом.
5. двор тесовый под железной крышей с погребом, сеновалом и 2-мя хлевами.
Дом мной перестраивался в 1901-1902 годах заново, из старого дома поставленного в 1882-83г.г. принадлежность мне построек никогда не кем не оспаривалась и не возбуждала сомнений в праве моей собственности".
В этом письме — вся его жизнь. Он стал священником села Таболово в 1882 году. По клиросным ведомостям 1916 года, Иосиф Михайлович Введенский был сыном дьякона. Образование получил во Владимирской духовной семинарии. В 1913 году Введенский за 25-летнюю службу был награждён орденом св. Анны 3-й степени. В 1915 году он становится благочинным 3-го округа Подольского уезда, а в 1916 был возведён в сан протоиерея.
Ему предлагают за землю и хозяйство грошовую компенсацию. Он требует особую комиссию и инженера-садовода. "Оценку производили люди, не имеющие понятия о ценности плодовых деревьев, их качества и возраста", — убеждает священник Систему. Представитель от Моссельплемхоза выдвигает в одном из "заключений" весомый аргумент, "что оставление землепользования гр-на Введенского, как расположенное в центре совхоза”, стеснит ведение хозяйства совхоза в отношении доступа к скотному двору со стороны леса и со стороны усадьбы совхоза". Коровки должны гулять по строго определённому, слава Российской Федерации, социалистическому курсу.
Он уже понимает, этот старый человек, что по возрасту и социальному положению ему определяют то место, которое сочтут нужным. Он — никто для этих людей. Никто не помнит, что он 40 лет был учителем земской школы; что у него — два поколения учеников, "теперь землеробов, среди которых достаточное количество активных советских работников ".
Он начал служить на ниве просвещения в 1873 году и продолжал учительствовать беспрерывно до 1916 года. Много лет преподавал в народном Таболовском училище, где с 1887 года стал уже законоучителем.
Он посадил на своей земле сад. Он пытается объяснить необыкновенную ценность породы фруктовых деревьев, их уникальность. Так, например, единственная в Московском округе груша "дюшес" принесла ему золотую медаль на сельскохозяйственной выставке. "Я ухаживал за своим деревом 15 лет; многим деревьям не 60 лет, как определила комиссия…" Под топор пойдут деревья, которые он сажал с 1882-83 года. Он борется в своём письме уже не за свою землю и дом — за жизнь сада. "Он имеет культурно-показательное значение", — почти умоляет он. Он просит свидетельства людей, знающих его ценный опыт в садоводстве и огородничестве… Он просит. Ему не ответят.
1930 год, август, 23 дня. "Говорить о том, что я одинок и бессилен, не приходится, и вообще это не служит основанием безвозмездного отобрания построек и культурного сада".
…Приход храма Успения Пресвятой Богородицы был не очень большим. В него входили жители с. Таболово и деревень Петровское, Апаринки и посёлка Малое Видное. Всего 64 двора, в которых проживало 384 жителя. С 1882 года все как один знали и уважали батюшку. Он учил детей, наставлял прихожан, мог дать любой совет, в том числе и по садоводству.
Горькие плоды из сада священник Введенский сорвал в тридцатые годы. И, состоя когда-то в 1900-1901гг. членом комиссии приюта для душевнобольных с. Остров, часто, наверное, думал, что Острова для такого количества безумцев вокруг него будет недостаточно.