Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

ГЛАВА 7. Горькие плоды…

   Пятнадцатого июля 1921 года на заседании Сухановского волисполкома под вопросом номер три слушался донос товарища Комарова. Он довёл до сведения присутствующих, что священником Введенским, проживающим на территории совхоза "Гаврилово", в "трёхнедельник" не производится "возка дров". А также упомянутый священник вмешивается в дела граждан по земельному вопросу. Постановление протокола, составленное секретарём Антоновым, было следующим: "Дело передать начальнику милиции 2-го района для расследования и передачи по подсудности".
   Последний священник Успенской церкви с. Таболово протоиерей Иосиф Введенский заслуживает отдельной главы. Его, заслуженного старого пастыря, уважаемого несколькими поколениями в округе, где он служил с 1882 года, будут унижать, притесняя.
   Пятнадцатого июля 1921 года — первый донос какого-то доброхота и не последний протокол в той борьбе, которую этот старый человек поведёт с "новыми строителями социализма". Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, — храм будет жить.
    Наступит год 1922, пятый год от пришествия в Россию победившего в революции рабочего класса. Можно было бы написать по-другому, —да пусть будет так...  И, как в другие церкви России, в Успенскую церковь села Таболово приедут деловитые люди в модных кожаных куртках, а возможно в латаных-перелатанных пиджаках и принесут с собой весы. И будут взвешивать на них драгоценные металлы. Вы не подумайте, что это шайка воров церковной утвари — "клюквенников" — тайно ограбят ночью храм. Документы на изъятие церковной утвари у них —в полном порядке: постановление об этом разослано по всей стране и во всех церквях, от Москвы до Владивостока, деловито хлопочут люди с весами, срывая крышки с Евангелия, выискивая пробы на крестах и внимательно вглядываясь в лики икон. Впрочем, лики их пока не интересуют. Вернее, сейчас не интересуют. Определяют ценность риз и с вежливым вниманием элитных громил рассматривают в лупы драгоценные камни. Идёт сбор церковной утвари из драгметаллов в пользу голодающих. Страна, ставя свои подписи у станков, в школьных классах, прямо на полевых станах, требует: изъять, переплавить. Огромная страна в 5-м году от пришествия к власти победившего революционного класса (можно написать по-другому, но путь будет так, как это называлось тогда, в 22-м), подписывается в соучастии в официальном "клюквенничестве» — грабеже церковного имущества. Голод — это страшно, и в голодных ртах исчезают вековые ризы, намоленные оклады, которых касались в молитвах и покаяния, скорби и радости; в желудках перевариваются золотые кресты и венцы. Вся страна поднимает руку в едином порыве — "за» конфискацию церковной утвари. Кто-то очень-очень умный возложил эту вину на бедную, растрёпанную гражданской войной страну, — чтобы всем, поровну. Кто-то очень умный, подписавший первым это постановление, не захотел, чтобы у него одного рука отсохла. Статистика — наука точная, ведь почти все воры церковной утвари были сухоручки. На каторге они жили мало: их убивали. Сами каторжане. Как заразных или бешеных.
   Описание имущества церквей Подольского уезда: "Успенская, село Таболово; от 4.04.1922 г. протокол: 2 большие крышки от Евангелья серебряные, кресты большой и малый серебряные, кадило серебряное, сосуд с прибором серебряный, риза большая от иконы Николая Угодника серебряная, венец иконы Божий Матери серебряный, маленькая риза серебряная, 8 угольников с Евангелья серебряные, 2 лампады серебряные. Общий вес: 16 фунтов 34 золотника".
   В деле № 320 ЦГАМО имеется протокол общего собрания с церковным советом, священником Ярославом Савицким: "Слушали заявление комиссии об изъятии ценностей. Постановили: церковный совет против изъятия ценностей в пользу голодающих не протестует…". А как протестовать, если вся страна "за" и в руках у сопровождающих красноармейцев, угрюмо складывающих утварь в мешки, — настоящее оружие? Как протестовать? Посмотреть в глаза Николаю Угоднику, с которого сейчас сорвут ризу, или Божией Матери, уже без венца, сказать мысленно: "Прости, Господи!" и подписать: "но от снятия ценностей отказались, предложив самой комиссии, по мотивам религиозного характера".
   Комиссия, нагружённая звякающими мешками, покидает церковь через двери. А не через окно. Днём. А не ночью. Простим их, простим и поймём. Божия Матерь, с которой сорвали венец, или Спаситель без оклада, как без одежды. Пятый год от пришествия к власти победного класса в рваных пиджачках. Звякающие серебром и золотом мешки с церковной утварью. Это только начало.
   Но вернёмся к протоиерею Иосифу Введенскому. Безобидный, на первый взгляд, акт обследования Таболовской и Дыдылдинской школ от 11. 07. 1925 года. Здание Таболовской школы требует капитального ремонта и не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым для школ. "Рядом расположен дом, принадлежащий муниципализации, ныне занимаемый священником Введенским, вполне пригодный для занятия под школу…" Далее перечисляется ремонт, который нужно провести в доме. Вопрос уже решён: священник должен покинуть свой дом и переселиться в бывшее здание школы.
   Дальнейшие архивные документы, написанные казённым языком, рассказывают о многолетней тяжбе 79-летнего старца с системой за свой дом и участок.  Первую жалобу его удовлетворили, и, как выясняется из его письма в Московскую окружную земельную комиссию, согласно постановлению подольской Уземкомиссии, "спорный земельный участок получен мною в бессрочное трудовое пользование двора, согласно постановления от 1/12 1926 года. На что имеется соответствующая земельная запись, выданная мне 14/11 1928 года". Но уже в 1929 году районная земельная комиссия (РЗК) не выполнила указаний ОЗК, отменившей предыдущее решение, "чем нарушена статья 248 ГПК".
   "Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики…" Так торжественно начинается решение районной земельной комиссии от 24 апреля 1930 года под председательством Вершинина и членов Дроздова и некоего (неразборчиво). Слушали: дело по отводу земли совхозу "Гаврилово". Очень неразборчивым подчерком написано это решение. Но можно понять, что хуторское хозяйство гражданина Введенского функционирует лишь при наёмном труде, т.к. он из-за своего преклонного возраста сам ничего делать не может, а вот из каких доходов он оплачивает этот труд, имея лишь 15 рублей в месяц, не ясно; и что земля, которой что-то многовато, ухудшается прямо на глазах, а совхоз "Гаврилово", окруживший подворье упрямого попа, немедленно должен эту землю заставить цвести и плодоносить. Много тут чего написано, в этом "решении". Подозрительно неразборчивым подчерком. Великая страна, вставшая лицом к лицу с упрямым попом. Ветхий старец из "батюшки" превратился в "ответчика" и "гражданина". Он пишет, жалуется. Его живой голос слышен со страниц его писем. Очень разборчивым и красивым почерком написанных. Но система наступает. "Хуторянин Введенский одинок и преклонен возрастом (79 лет), и как установлено обследованием, обрабатывать своим трудом землю не может…" — из проекта от 22 ноября 1929 года. Сколько их было, этих проектов, решений, обследований, бесед, увещеваний? Намного больше, чем осталось в архивах.
"Дом стоит 80 лет", — пишет он. Он описывает детально дом и постройки.
"1. дом 21х12 ар. деревянный, одноэтажный, крытый железом по каменному фундаменту, при нём 2 подвала.
а) выложенный кирпичом (для зимовки пчёл).
б) другой для хранения, обложен внутри до спален.
2. мшаник деревянный рубленный 6х6 ар., крытый тёсом.
3. флигель деревянный 6х7, крытый тёсом.
4. житница – амбар 5х6 ар., крытая железом.
5. двор тесовый под железной крышей с погребом, сеновалом и 2-мя хлевами.
Дом мной перестраивался в 1901-1902 годах заново, из старого дома поставленного в 1882-83г.г. принадлежность мне построек никогда не кем не оспаривалась и не возбуждала сомнений в праве моей собственности".
   В этом письме — вся его жизнь. Он стал священником села Таболово в 1882 году. По клиросным ведомостям 1916 года, Иосиф Михайлович Введенский был сыном дьякона. Образование получил во Владимирской духовной семинарии. В 1913 году Введенский за 25-летнюю службу был награждён орденом св. Анны 3-й степени. В 1915 году он становится благочинным 3-го округа Подольского уезда, а в 1916 был возведён в сан протоиерея.
   Ему предлагают за землю и хозяйство грошовую компенсацию. Он требует особую комиссию и инженера-садовода. "Оценку производили люди, не имеющие понятия о ценности плодовых деревьев, их качества и возраста", — убеждает священник Систему. Представитель от Моссельплемхоза выдвигает в одном из "заключений" весомый аргумент, "что оставление землепользования гр-на Введенского, как расположенное в центре совхоза”, стеснит ведение хозяйства совхоза в отношении доступа к скотному двору со стороны леса и со стороны усадьбы совхоза". Коровки должны гулять по строго определённому, слава Российской Федерации, социалистическому курсу.
   Он уже понимает, этот старый человек, что по возрасту и социальному положению ему определяют то место, которое сочтут нужным. Он — никто для этих людей. Никто не помнит, что он 40 лет был  учителем земской школы; что у него — два поколения учеников, "теперь землеробов, среди которых достаточное количество активных советских работников ".
   Он начал служить на ниве просвещения в 1873 году и продолжал учительствовать беспрерывно до 1916 года. Много лет преподавал в народном Таболовском училище, где с 1887 года стал уже законоучителем.
   Он посадил на своей земле сад. Он пытается объяснить необыкновенную ценность породы фруктовых деревьев, их уникальность. Так, например, единственная в Московском округе груша "дюшес" принесла ему золотую медаль на сельскохозяйственной выставке. "Я ухаживал за своим деревом 15 лет; многим деревьям не 60 лет, как определила комиссия…" Под топор пойдут деревья, которые он сажал с 1882-83 года. Он борется в своём письме уже не за свою землю и дом — за жизнь сада. "Он имеет культурно-показательное значение", — почти умоляет он. Он просит свидетельства людей, знающих его ценный опыт в садоводстве и огородничестве… Он просит. Ему не ответят.
   1930 год, август, 23 дня. "Говорить о том, что я одинок и бессилен, не приходится, и вообще это не служит основанием безвозмездного отобрания построек и культурного сада".
   …Приход храма Успения Пресвятой Богородицы был не очень большим. В него входили жители с. Таболово и деревень Петровское, Апаринки и посёлка Малое Видное. Всего 64 двора, в которых проживало 384 жителя. С 1882 года все как один знали и уважали батюшку. Он учил детей, наставлял прихожан, мог дать любой совет, в том числе и по садоводству.
    Горькие плоды из сада священник Введенский сорвал в тридцатые годы. И, состоя когда-то в 1900-1901гг. членом комиссии приюта для душевнобольных с. Остров, часто, наверное, думал, что Острова для такого количества безумцев вокруг него будет недостаточно.

Огласительные беседы

Таинство крещения