Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
Икона дня

ГЛАВА 8. Закрытая дорога к храму

   Церковь закрыли. Закрывали её, начиная с 1932 года, но не смогли тогда собрать нужное количество подписей, собрали лишь 85%. "В настоящее время нет предпосылок собрать 100%",— сообщается в письменном обращении к Совнаркому РСФСР Синицыну В.И.
   "Согласно постановлению СНК Институту эпидемиологии и микробиологии передан совхоз Гаврилово для организации в нём Иммунизационного Отделения Института; на усадьбе совхоза, намеченной под производственные помещения, находится церковь, которая в настоящее время функционирует и обслуживает селения Дыдылдино, Мал. Таболово, Петровское, Пуговичино и Опарино с население 1700 чел.
Существование церкви на производственной территории Иммунизационного Отделения ни в коем случае не доступно…" Институт борется с упорными верующими уже год, а они не дают свои подписи на закрытие! "В настоящее время церковь в Гаврилове можно присоединить к функционирующим соседним церквям в Расторгуево (расст. 4 км.), или с. Ямы (расст. 7 км.). Кроме того, церковь можно перенести в с.Дыдылдино, в котором таковая имеется, но не функционирует, так как жители с.Дыдылдино пользуются церковью в совхозе Гаврилово…"
   На просьбу (ходатайство) Государственного института эпидемиологии и микробиологии от 8 сентября 1933 года от № 30/509 поступает проект постановления Президиума Мособлисполкома от 11 октября 1933 года. Ходатайство прослушали, во внимание приняли, что иммунизация и религия — несовместимы, т.е. здание культа мешает работе института, а группа верующих может молиться и в Расторгуеве; кроме того, "необходимые средства для переоборудования здания в наличии есть". Во что переоборудовать, для каких целей?
   Далее, ссылаясь на постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV 29 г., Президиум Мособлисполкома постановляет:
"Разрешить Ленинскому райисполкому церковь в совхозе Гаврилово закрыть, а здание использовать в указанных целях". Цели, между прочим, нигде не указаны. "C предметами религиозного культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 18/IV 29 г. Настоящее постановление объявить группе верующих граждан, разъяснив порядок обжалования в двух недельный срок в Президиум ВЦИКа через Мособлисполком".. И далее, совсем уж что-то секретное: "Предложить Ленинскому РИКу не производить закрытие церкви до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления". Из протокола № 7 заседания по вопросам культа при Президиуме МОИКа от 26 марта 1934 года. Все, как обычно: "присутствовали", "председатель, секретарь и члены". Товарищ из МОИК, товарищ из СВБ, из ППОГПУ и Попов из Музейного отдела. Ходатайство Ленинского РИКа о закрытии церкви в с. Гаврилово удовлетворили. Постановили: церковь в с. Гарилово закрыть. Кстати, в ряде архивных документов она именуется "так называемая Успенская церковь в с. Гаврилово Ленинского района".
   Никто не обратит внимание на обращение в комиссию культов Мособлисполкома директора и учёного секретаря государственных реставрационных мастерских, уведомляющих, "что здание церкви усадьбы Гарилово –Таболово построено в 1705 году, находится на госохране и передача его в использование института эпидемиологии должна быть оформлена заключением последним договора с ЦГРМ на использование и фиксацию здания". Такого договора в архиве не найдено… "Указанная цель", для чего нужно здание церкви, выясняется из ходатайства от 20 апреля 1934 года Ленинского РИКа. "Для переоборудования под клуб". "Здание церкви не реставрируется с 1918 года, вследствие чего приходит в ветхость (стёклы разбиты, крыша проржавела, имущество не охраняется и расхищается)". Институт вновь напоминает, что верующие могут молиться в церкви с. Расторгуево. Президиум Мособлисполкома, конечно же, вновь в письменной форме разрешает закрыть "так называемую Успенскую церковь" в совхозе "Гаврилово". Здание передать Госинституту эпидемиологии и микробиологии для преобразования под клуб. И вновь, "предложить Ленинскому РИКу не производить закрытия церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома…". Что за "особое извещение" должно решить судьбу Успенской церкви?
   Вероятно, люди пишут жалобы и ходатайства. Потому что вторичное, от 28/08 1934 года напоминание в Президиум Московского облисполкома гласит: "Ваше постановление от 20 апреля сего года о ликвидации Успенской церкви в совхозе Гаврилово, Ленинского района вступило в законную силу, о чём объявите заинтересованному религиозному обществу…" "Общество" своим упрямством и противоправными действиями довело "бедных бюрократов" до прокуратуры. Прокурор и ставит последнюю точку, поддержав решение Президиума Московского облисполкома о "ликвидации Успенской церкви в совхозе Гаврилово, Ленинского района". Дата окончательного приговора — 1 октября 1934 года. Копии приговоров разосланы. То есть, постановлений, конечно.
   Отныне, почти на шестьдесят лет, церковь в Таболово будет чем угодно, кроме церкви. Дорога к храму закроется.
   Какие ещё тогда происходили события в Таболово? Можно только домысливать.
   Вот только крупный скандал, попавший в архивы, между начальником стройгруппы института и исполнительным районным комитетом, наверное, вызвал, толки. Институт кинулся с жалобой в отдел культов уже на районное начальство: оно отказало передать церковную ограду и передало оную другой организации. "Ограда принадлежит, согласно постановлениям, институту! Просим напомнить РИКу," — таков смысл жалобы.  Где-то люди оплакивали намоленные их предками стены, из которых их выгнали. "Товарищи советские начальники" волновались о заборе… (19.09.34 г.)


Спрашивайте альманах "Письмо к твоей душе" в храмах, киосках "Союзпечать" и книжных магазинах г. Видное.
Пресвятая Богородице, спаси нас!

Вы можете оказать помощь в реставрации
и жизни прихода
Успенского храма г. Видное

Поделиться в: