Чем она только ни была пятьдесят пять лет, церковь Успения Пресвяой Богородицы в Таболово. Замышлялся клуб, но вовремя передумали… Такой обычный для многих церквей клуб, где на натянутом полотне экрана будет оптимистично петь Любовь Орлова. «Славься, страна героев…" А страна героев, которую одним махом разагитировали: "Бога нет", уже катит в Магаданы и Мордовию, поминая забытого Бога в зарешеченных вагонах… На стенах, где когда-то висели столетиями намоленные иконы, играют тревожные блики света. И свист, совсем не похожий на церковное стройное пение, когда у киномеханика рвётся лента в трескучем аппарате. Стены выдержат всё.
Потом в бывшей церкви будет склад, потом — диспетчерская автобазы, водонапорная башня.
В 58-м Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду "ветхое здание церкви, в запущенном состоянии". Стыдливо зачеркнуто "коксохимическим заводом", написано: "использовалось в качестве водонапорной башни". Заместитель директора по техническим вопросам В. Савостьянов сообщает председателю Видновского исполкома горсовета Короткову В.В и председателю общества охраны памятников истории Чеблоковой В.В. в своей записке "О церкви Успенье" , что "до 1962 года были проведены ремонт, проектирование и консервация здания”. Бланк с грифом Центральной студии документальных фильмов: "В 1971 году завершены проектные работы по реконструкции церкви стоимостью 32,8 тысячи рублей. В 1972 году было получено разрешение Совета Министров СССР на использование 100 тысяч рублей на реставрацию этого архитектурного памятника. Работы реставраторов велись с 1972 по 1981 год, фактические затраты составили 238 тыс. рублей…"
Церковная община, в предверии принятия Закона "О свободе совести и религиозных организаций" от 01.10.1990 года, просит открыть церковь заново. И вот что находит комиссия: "1) крест колокольни — в полуразрушенном состоянии; 2) на кровле колокольни имеется растительность, в т.ч. деревья; 3) двери колокольни отсутствуют, а дверные проёмы заколочены досками; 4) под углами колокольни белокаменная кладка имеет утраты". А теперь о самой церкви: "1) на правом здании имеется растительность, в т.ч. деревья; 2) в юго-восточной части храма съехало навершие одной из глав церкви с отваливающимся крестом; 3) на окнах церковного здания отсутствуют решётки; 4) весь внутренний интерьер храма искажён вследствие размещения здесь склада студии документальных фильмов; кроме того в ряде мест на стенах имеется плесень. Указанные нарушения наносят трудно исправимый вред памятнику архитектуры начала XVII века – церкви Успения Пресвятой Богородицы".
"ЦСДФ платило арендную плату,... не имело претензий от производственного бюро охраны памятников…" И второй раз в бедной её, церкви, трёхсотлетней почти жизни, предлагается: а не могли бы верующие молиться лучше в деревне Дыдылдино. Ведь церковь Донской иконы Божией Матери не требует больших восстановительных работ. Конечно, реставрация, произведённая четырнадцать лет назад на такую космическую сумму, что-то себя не оправдывала.
Почему Видновский горсовет предлагает студии освободить помещение? "Чтобы не подтверждать тезис о наказуемости любого доброго дела" (так и написано!), убедительно просим переориентировать церковную общину". Община, видимо, хорошо прошлась по инстанциям и ездить в Дыдылдино не желает. Да и плесень на стенах, наверное, полезна только киноплёнке, на которой запечатлён архив кинолетописи страны. Но ЦДРФ просит помощи в получении архиву "помещения полезной площадью 200 кв.м. в ближнем Подмосковье. "Тогда ЦДРФ освободит здание церкви "Успенья". Нашли. Помогли.
"Зарегистрировать уставы православных приходов…" И среди них – устав церкви Успения Пресвятой Богородицы в г .Видное. Под решением исполнительного комитета подписались председатель исполкома В.В.Коротков и управляющий делами Е.А.Чеблокова.
Вот так вернулась к жизни церковь Успения в Таблово. Чем она только ни была полвека с лишним? Вспоминать не хочется. А окончить эту главу хочется почти стихотворением — не публиковавшимся ранее документом из архива — описью церковного имущества, составленного священником Введенским в 1922 году. Почти печальным стихотворением- воспоминанием:
"Антиминс главного храма и приделов — три и аналои три; венцы для свершения браков метал. — две пары; вино церковное — одна бутылка и восковые свечи — 10 фунтов; дарохранительницы медные, позлащённая и посеребренная две и две евангелий больших, в листе обложенных бархатом; евангелие в ½ листа, облож. малиновым бархатом и метал. верхней доской одна и одна в ¼ листа евангелие, в малиновом бархатном переплёте. Три жертвенника в главном храме и приделах; три иконостаса деревянных в главном храме и приделах; Икон в иконостасе главного храма в металлических ризах — шесть, без риз — тридцать пять; икон в алтаре и других местах храма в ризах девятнадцать, без риз — шесть; икон в правом приделе, в иконостасе, в ризах металлических четыре; без риз и украшений двадцать четыре; икон в левом приделе, в иконостасе, в ризах металлических три, без риз — пятнадцать; кадил — четыре; купель медная, для свершения таинства крещения одна; ковшики металлические два; семисвечник один, в алтаре главного храма; два стола для благословения хлебов и панихиды; хоругва металлич. — два; хоругва на полотне — два; одна водосвятная чаша; чайник медный один.”
…И на церквях растут деревья. Но труднее вырубать лес забвения в душах человеческих.