Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

Книга о храме



ГЛАВА 1. Тени истории. Ратники с Таболы

   На берегах рек Мечи и Таболы, где позднее возникнет город Ефремов, в XII-XIV веках, числом почти пятисот, существовали селения и городки, называемые селищами. Безобидное их население кормилось рекой и лесом: рыболовством, охотой и прославившим эти места бортничеством. Вековые леса, урожайные бортными деревьями, в которых жили пчёлы, войдут в песни и сказания. Один из этих лесов останется в истории как медовый, а вместе с ним — и устроенные при нём деревни Большие и Малые Медовые. Но это будет позднее, к концу XVI – началу XII века.

ГЛАВА 2. Время славных имён. Знатные владельцы.

   Когда по обрывочным записям летописей и актов приходится восстанавливать черты места, обычно основательно стёртые прошедшими столетиями, часто приходится опираться главным образом на более поздние свидетельства в тумане времени. Иногда — не более, чем скупая строка в рукописи, сельцо Таболово на речке Купелинке упоминается в далёком прошлом в связи с именами владельцев, людей славных, имеющих в русской истории место не последнее.

ГЛАВА 3. Быт и нравы старой церкви

  На рисованной карте под названием"Чертёж земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы" 1669 года, никогда ранее не публиковавшейся, Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома — Покровская церковь, деревянная маленькая.

ГЛАВА 4. Братья Апраксины

   Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. И поскольку один из них, Пётр Матвеевич Апраксин, построил Успенскую церковь в селе Таболово,  эти владельцы земли заслуживают особого внимания. К нему, Петру Матвеевичу, земля, судя по свидетельству "Пехрянской десятины", перешла в 1700 году.

ГЛАВА 5. Строительство нового храма

   "Августа по 15 день. Отправлено в Нарве за победу Господу Богу благодарение при троекратной пушейной стрельбе, как с валов Нарвы, и тройных залпах от всей пехоты. Августа по 16 день ивангородской комендант… здался на договор…" (Из боевого журнала Петра Великого. Запись сделана им собственноручно).

ГЛАВА 6. Трубецкой. Мельгуновы. Гаврилов. Истории из жизни прихода

   В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям за 1766 год, тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров, 57 лет, и дьякон Андрей Дмитриев, 32 лет. В самом же селе насчитывалось 35 крестьянских дворов, в которых проживали 106 мужчин, 202 женщины. Село стояло по обе стороны речки Купельни. В усадьбе владельца стоял господский дом, рядом с которым, имелся, как тогда говорили, регулярный сад.

ГЛАВА 7. Горькие плоды…

   Пятнадцатого июля 1921 года на заседании Сухановского волисполкома под вопросом номер три слушался донос товарища Комарова. Он довёл до сведения присутствующих, что священником Введенским, проживающим на территории совхоза "Гаврилово", в "трёхнедельник" не производится "возка дров". А также упомянутый священник вмешивается в дела граждан по земельному вопросу. Постановление протокола, составленное секретарём Антоновым, было следующим: "Дело передать начальнику милиции 2-го района для расследования и передачи по подсудности".

ГЛАВА 8. Закрытая дорога к храму

   Церковь закрыли. Закрывали её, начиная с 1932 года, но не смогли тогда собрать нужное количество подписей, собрали лишь 85%. "В настоящее время нет предпосылок собрать 100%",— сообщается в письменном обращении к Совнаркому РСФСР Синицыну В.И.

ГЛАВА 9. …И на церквах растут деревья…

  Чем она только ни была пятьдесят пять лет, церковь Успения Пресвяой Богородицы в Таболово. Замышлялся клуб, но вовремя передумали… Такой обычный для многих церквей клуб, где на натянутом полотне экрана будет оптимистично петь Любовь Орлова. «Славься, страна героев…" А страна героев, которую одним махом разагитировали: "Бога нет", уже катит в Магаданы и Мордовию, поминая забытого Бога в зарешеченных вагонах… На стенах, где когда-то висели столетиями намоленные иконы, играют тревожные блики света.

ГЛАВА 10. Новая жизнь. Дорогой света

   Всё-таки недаром древние мудрецы говорили, что история не только повторяется, а также является учительницей жизни. Насколько они правы, знают и толстые стены Успенского храма, которые, наверняка, хранят в памяти не только фамилии знатных владельцев. Если бы мы хоть чуть-чуть могли понять язык этого белого камня, то, безусловно, услышали бы: «Есть только Бог, и ничего кроме Него, а всё на свете — суета сует!" Да как же иначе, когда столько разных эпох пронеслось за эти 300 лет. Так что, едва не отправили церковь в небытие.

Огласительные беседы

Таинство крещения